Banner
Banner
Banner

Свет как светящийся объем

28-01-2011

Искусственное освещение стоит на зыбкой грани между пространством и объемом, живописью и скульптурой, дизайном и архитектурой, инженерией и декором. Многие воспринимают свет как набор из места расположения светильника, источника света — лампы и, наконец, абажура — посредника, превращающего абстрактный свет в конкретный и пропускающего его через свой материал, цвет и форму. На самом деле дизайнеры к свету по-прежнему часто относятся как к скульптуре, где собственно светящийся объем только дополнительный эффект. Так и было на протяжении долгих веков, когда светильник был по сути скульптурой, поддерживающей свечу или факел. Хрусталь во всех своих вариациях продолжал скульптурный подход. С появлением электричества и технических новинок все резко изменилось. Светом стали работать в пространстве как цветом. Сочетание различных возможностей техники и материала на какое-то время отодвинуло изучение самой формы в тень. Хотелось света больше, ярче, оригинальнее.

светильник

Сегодня недостаточный зрительный световой комфорт не проблема, главное — сделать пространство уютным, человечным, желанным. Дизайнеры вот уже лет десять всерьез занимаются проблемами света как материального объема, реалистичного, абстрактного, скульптурного. В полумраке или при полном свете, днем или ночью такой модный светильник, решенный как оригинальная фигура в пространстве, не потеряется, но проявит себя по-разному. В выключенном варианте он приобретает новые краски.
Скульптурой, по сути, могут быть и торшер, и бра, и настольная лампа, и главная люстра, и вспомогательные светильники. В пространстве это всегда акцент, ведь светлое, лучше освещенное, всегда бросается в глаза. Инженеры позволили отказаться от лишних выключателей и кнопок. Теперь достаточно прикосновения или поворота абажура, чтобы включить свет, изменить его силу или направление. Такие светильники есть в фирме «Classicon».

Итак, пока архитекторы освещали памятники, дизайнеры заставляли светиться их уменьшенные копии, пока все прятали неприятные прямые лучи, покупатель начал видеть в них своеобразную изюминку. Пока закрывали лампы абажурами, лампы сами стали на них походить — ручная роспись, нестандартная форма, разнообразные оттенки стекла породили целое поколение электроламп-абажуров.

Признанными лидерами в этой области света у нас на рынке можно считать итальянские фирмы «Flos», «Cuandalini», «Luce Plan», «Artemide». Именно у итальянцев подход к свету как к скульптуре лег на благодатную почву природного ощущения объема. На самом деле в таких фирмах работает, как правило, интернациональный коллектив. Безусловно, нельзя говорить о свете не назвав имена Паоло Риццатто и Альберто Меды, создателей знаменитой «Титании», лампы, которая может двигаться в пространстве, окрашивать в разные цвета абажур из алюминиевых пластин в зависимости от того, с какой точки на нее смотрят, она меняется от полной прозрачности до сложного переплетения дуг. Основоположником изящной скульптуры, скульптуры лазерной, почти виртуальной можно считать известнейшего дизайнера Инго Маурера. Менее известны у нас Дж. Ирвин, А. Костельони, М. Иноченте, Л. Бушет, Ф. Кани, К. Дюк, А. Седап.

интерьер

Скульптурный свет в абстрактном и реалистичном исполнении сегодня существует и обогащается, используя новые возможности материалов и конструкций светильников. Порой достаточно одной детали, чтобы предмет перешел из одного качества в другое. В детских комнатах давно поселились лампы — жучки, грибы и гномы, лампы — воздушные шары с клоунами на трапециях. Месяц и солнце, куклы и забавные зверюшки то пристраивались под абажуром, согласуясь с ним в цвете, то сами начинали светиться. Если вы еще не ходите в школу или давно закончили ее, но в душе остаётесь юным, если вам хочется смотреть на свет глазами ребенка, то теперь у вас есть большой выбор очаровательных, нежных, смешных, ярких светильничков и люстрочек, представленных фирмами «Ганс Баадер» (Германия), «Массив экспорт» (Бельгия).

светильник

Взрослые, в очередной раз заглянув в детскую, набрались новых идей. Теперь не стыдно поставить прикольного светящегося домовёнка в прихожую, фантазию на тему Дали в гостиную, а мудрую яркую лампу-кобру в кабинет — заодно и секреты охранять будет. Но если есть скульптура реалистичная, то почему не быть скульптурам абстрактным. «Осириде» — серия Петро Деросси. Матовое стекло белого абажура и бисерные хрустальные нити с каплями голубого стекла на концах чем-то напоминают невесту. Тонкость деталей, контрастируя с лаконизмом слегка рифленых плоскостей, создает неповторимый эффект утонченной романтики. Серия «Вениксиана» — это работы Орни Халоуина. В нее вошли «Сигно», «Фоска соспенсионе», «Дукале», «Гаиа», «Леда» — извивающиеся сочных цветов языки стекла, завершающиеся открытыми лампочками. Совсем нестрашный многоголовый сказочный змей пышет из пасти не жаром, а светом. Он, переливаясь, летит под потолком и внимательно заглядывает в глаза. Еще больше сходства с мифическим драконом у светильников серии «Сцилла» дизайнера Массимо Джиакона. Головы взметнулись вверх и склонились под собственной тяжестью, опустив изящные гребешки, подарив нам блестящую радугу тел.

Под стать дракону и светильник «Анчизе» — просто рыцарь в кольчуге, с изящным аристократизмом наброшенной на плечи. Свет, пробиваясь сквозь колечки металла, несет загадочность и многозначительность.
За абстракцией приходит очередь сюрреализма. Остро и авангардно смотрится сочетание привычного строгого дизайна абажура и шокирующей ножки в виде частей женского тела или зверей апокалипсиса. Поклонникам футбола осветит путь лампа в виде мяча, а ретрограды могут использовать один и тот же каркас и абажур и для свечей и для лампы накаливания в зависимости от настроения. Палитра стилей скульптурного света растянулась от предельного реализма через обобщенные и стилизованные объемы к полной абстракции.

Особо продвинутые дизайнеры виртуозно избегают прямых ассоциаций, оставляя все же у зрителя впечатление, что их лампа — живое существо, гусеница или растение, рой бабочек или многоглазое чудовище. Это остается решать нам, но для таких вещей широкая публика не готова, намек на реализм пропорциями, цветом или силуэтом всегда облегчает задачу. Воспоминания о поездке в Германию воплотились у дизайнеров фирмы «Би Люче» в абажуре под названием «Штрассе» — белое прозрачное стекло с прямым концентрическим рисунком рельефа, как будто смазанные в быстром движении огни. Как любая скульптура, светильник и в абстрактном исполнении остается материальным и конкретным. Можно спорить о том, что подразумевалось в этих формах и штрихах, но место в интерьере всегда требует попадания по масштабу, настроению и сочетания с окружением. Реальные узнаваемые слоны и ежики, натюрморты, букеты или античные архитектурные детали в стеклянном, гипсовом, пластмассовом, тряпичном или металлическом исполнении имеют больше шансов поставить яркую точку в поисках центрального звена интерьера, чем нейтральная геометрия или минималистский аскетизм. Итальянская фирма «Тиффани» предлагает компромисс между традициями и новаторством, инженерным, архитектурным и скульптурным подходом к свету. Самыми интересными мотивами являются двухслойные прозрачные плафоны из цветного стекла, которые то накладываются друг на друга, то, работая отдельно, создают массу оттенков света и цвета и сочетание деталей из металла разного цвета и фактуры, дающее ощущение чего-то антикварного и нового одновременно. Российскому потребителю предложен новый тип люстр — нет традиционных плафонов, открытые лампы ручной работы разных форм, оттенков, с росписью или напылением расположены на нейтральном каркасе. Это дает возможность, меняя по своему вкусу лампы, каждый день видеть новую люстру. Интересны тема «древних» этрусско-римских светильников с рожками неправильной спиральной формы, стилизованные фигурки животных, «драпировки» из металла, цветные люстры-медузы, люстры мурановского стекла. От китча до искусства один шаг, и многое здесь решает даже не сама вещь, а ее контекст. Прекрасная бронзовая фигура, увенчанная нежным светящимся шаром, корабль с прозрачными парусами имеют равные шансы гармонично общаться с фоном, пространством и средой или превратить помещение в китчевую солянку из случайных элементов.
Мода смягчает нематериальный свет хай-тека очеловечиванием его крошечных лампочек — на них растут крылышки, ручки, ножки, они ходят по канату и парят в невесомости.

интерьер

Ноу-хау фирмы «Спада» — светильник — гибкое лекало, из него можно создать любую кривую с любым количеством галогенных светильников и общей длиной до 18 м. По ленте идет слабый ток, безопасный для здоровья, а лампы крепятся без проводов. Возможно горизонтальное, вертикальное или любое другое крепление по желанию. В Москве уже стали популярными светильники этой фирмы под названием «Светлячок». Классический дизайн хрустальных королевств нет-нет, да и попытается стать орхидеей или силуэтом храма. Стали привычными икебаны и тропические заросли из кованого металла с матовым стеклом. Хрусталь обретает массивность и воспринимается то как каркас, слегка украшенный прозрачными каплями, то как мощный застывший поток. В первом больше преуспели испанцы, во втором — фирмы «Бакаловиц» и «Кальмар». Обогащенные реализмом авангардные течения открывают в себе новые образы и смыслы, как у фирмы «Паульманн», а традиционный дизайн доказывает свою гибкость и открытость современности. Тенденция реалистичного решения светильников пока находится в тени конструктивистских и электротехнических течений. Все требуют трансформеров, мобильности, максимальной гибкости при установке. Реализму это дается только ценой больших потерь в художественном качестве. Он остается светом для любителей, но, повторим, скульптура, ищущая идеальную форму среди конусов и сфер, может быть не менее экстравагантной и более классичной, чем иные «ракушки» и «камни». Как говорил герой Курта Воннегута, художник-абстракционист Карабекян, «все — реализм! »

По материалам журнала «Архидом»

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Ваш отзыв

*

Рубрика: Освещение
Яндекс цитирования
Печать на футболках. Наклейки на авто в Кирове